Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 24.02.2018, 17:07

7 "Б" класс

Школа №3 им. 30 лет Казахстана г.Кентау
Форма входа
Главное меню
7 "Б" класс
Учебный материал
Наш "Советник"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш рейтинг!

Могут ли родители управлять школой?

Если спросить у родителей – кто отвечает за хорошее образование их детей, многие ответят: школа. Или государство. Но найдутся и те, кто будет готов разделить ответственность и с учителями, и с чиновниками. Непросто, конечно, признаться, что это и твоя, родительская, проблема тоже. Да и не хочется взваливать на себя еще одну тяжкую ношу. Но никуда от нее не денешься. Это раньше все неудачи в жизни ребенка можно было свалить на школу. Теперь такой подход выглядит слишком упрощенным. Очевидно, что без участия родителей школа сегодня не справится со своей миссией

Помощь по ситуации

права родителей, школьный советНо разве не участвовали родители в жизни школы и раньше? В каждом классе были родительские комитеты, которые организовывали экскурсии и различные мероприятия, устраивали встречи с интересными людьми, подсчитывали, сколько нужно собрать денег на новые шторы в классе, школьную форму или на охранника, который обеспечивает безопасность, за полгода тщательно готовились к выпускному балу. А родители, которые были руководителями предприятий и имели солидную материально-техническую базу, помогали приобретать новую мебель, подержанные компьютеры и даже отдавали старые автобусы. Да, все так, каждый взрослый помогал школе, в которой учился его ребенок, чем мог. И сейчас помогает, не оставляя педагогов с материальными и прочими другими проблемами «один на один»

Но возможно ли другое участие – то, которое позволяет родителям управлять школой наряду с директором и чиновниками? То есть принимать стратегически важные решения. Любой чиновник воскликнет: «Конечно!». Закон «Об образовании» еще 15 лет назад провозгласил государственно-общественный характер управления школой. Но это на словах. На деле долгое время было непонятно, что могут родители делать там, куда раньше их и на пушечный выстрел не подпускали? И какие вообще полномочия по части управления школой они имеют

Организованное привлечение средств

Сначала, в конце 90-х годов прошлого века, в школах появились попечительские советы. Это был ощутимый прорыв: впервые образовалась структура, которая была призвана опекать школу и помогать ей. А точнее – создавать необходимые для обучения условия (и, по возможности, их постоянно улучшать), укреплять материально-техническую базу, позволяющую благоустраивать и классы, и территорию. Но, несмотря на довольно широкие задачи, при ближайшем рассмотрении вся деятельность попечительских советов сводилась к привлечению средств из внебюджетных источников – в основном это были добровольные благотворительные пожертвования деньгами или имуществом от состоятельных граждан или юридических лиц – различных предприятий и компаний. Это и понятно: есть деньги – будут и хорошие условия для обучения. Правда, для этого еще необходимо правильно и умело ими распорядиться. Это тоже могло входить в компетенцию попечительских советов – утверждение сметы расходов привлеченных средств. А еще советы могли планировать – как расходуются поступающие в школу бюджетные средства. Если эти действия были закреплены за ними в Уставе школы. Сегодня попечительские советы прижились и работают во многих школах, принося неоценимую материальную помощь.

Реальное управление

Несмотря на то что попечительские советы играли серьезную роль в школьном самоуправлении, до реального участия в управлении школой им было еще далеко. Но школа нуждалась в общественном органе управления. Не для того, чтобы проиллюстрировать Закон «Об образовании», а просто потому, что наступила другая реальность. Одними из первых, кто понял это и попытался вовлечь родителей в управленческий процесс, были педагоги. Точнее директора инновационных школ. Они скрупулезно изучили зарубежный опыт. Наибольший интерес вызвала Великобритания: там уже более двадцати лет в школах существуют управляющие советы, куда вместе с учителями и учениками обязательно входят родители: для них участие в таких советах – важная общественная миссия, которой они гордятся.

Постепенно, при поддержке Министерства образования и науки РФ, управляющие советы стали появляться и в наших школах: в одних они существуют сейчас в качестве эксперимента, в других уже работают вовсю. Есть, правда, и третьи, в которых к этому вопросу еще и не подступались. Но форсировать, а тем более насаждать этот процесс – бессмысленно, иначе хорошее дело может обернуться модным поветрием или показухой. Создавать управляющие советы имеет смысл тогда, когда к этому готовы и директор, и педагоги, и сами родители.

Что же представляют собой управляющий совет школы, чем он занимается и какие полномочия ему даны? Это орган реального совместного управления школой со стороны учредителя (как правило, это местные департаменты образования), директора, учащихся, представителей учителей и родителей. Достаточно перечислить хотя бы несколько пунктов, чтобы понять – насколько широк круг тех проблем, которые они решают. Например, принимает Устав школы и все изменения и дополнения к нему; согласовывает школьный компонент образовательного стандарта (базисного учебного плана), профили обучения, а также объемы и направления программ блока дополнительного образования; согласовывает выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ; принимает решение о приобретении за счет дополнительных пособий, необходимых для реализации образовательных программ; устанавливает режим занятий, продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий; принимает решение о введении или отмене школьной формы, а также об исключении учащегося из школы; рассматривает жалобы и заявления учащихся и родителей на действия педагогов...

А еще управляющий совет может утверждать стратегические программы развития школы, согласовывать смету бюджетного финансирования и смету расходования внебюджетных средств, содействовать привлечению внебюджетных средств, заслушивать и принимать  доклад директора по итогам учебного и финансового года и даже ходатайствовать при наличии оснований перед директором школы о расторжении трудового договора с педагогами.

Такими полномочиями наделен управляющий совет московского Центра образования «Царицыно» №548. Конечно, не во всех школах спектр решаемых им задач может быть так широк. Многое зависит от того, насколько директор готов делиться с родителями властью, учитывая, что ответственность в этом случае все равно лежит целиком на нем. Но постепенно все больше директоров понимают, что совместные усилия эффективней и полезней для всех. И все больше родителей готовы осваивать новую для себя роль.

Как войти в совет?

Что нужно для того, чтобы войти в управляющий совет, если он есть в школе, где учится ваш ребенок?

  • Прежде всего желание там работать и вникать в непростые проблемы современной школы.
  • Затем вам придется убедить других родителей (а избирать вас будут именно они), что ваше участие в совете будет полезным.
  • Ну а став представителем совета, вы непременно поймете, что вам не хватает знаний для того, чтобы грамотно управлять школой и нужно поучиться и выяснить все тонкости, детали и нюансы образовательной машины – как организован учебный процесс, каким образом финансируется образование и т.д. Но это как раз не проблема: в Южном округе Москвы, например, где накоплен большой опыт по организации и деятельности управляющих советов, на базе окружного управления образования проводится систематическое обучение родителей навыкам и способам работы в управляющих советах.
  • Ну а если в школе, где учится ваш ребенок, об управляющем совете и не слышали, но вы уверены, что он необходим, вы можете прийти с этой инициативой к директору. Разумеется, ваш разговор должен быть спокойным и конструктивным.

В случае неудачного развития событий можно, конечно, отправиться с этим вопросом и к учредителю (в окружное управление образованием). Но лучше все-таки попытаться договориться с директором, использовав все свои веские аргументы и силу убеждения. Помните: не так много сегодня найдется директоров, которые решат ссориться с родителям 

Елена Лосевская

Язык
Поиск
Доска объявлений
1 сентября 10:00 ч.
Состоится утренник посвященный началу открытия учебного года "Первый звонок".
===========================
4 сентября 15:00 ч.
Состоится родительское собрание.
Явка родителей строго обязательна!
===========================
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Архив записей

Классный руководитель 7 "Б" класса Шахапов Махмуд Садырханович© 2018
Бесплатный хостинг uCoz